Ты помнишь, как все начиналось,
Все было впервые и вновь...
А. Макаревич
В некоторой федерации, в некотором государстве, в городе большом, от
центра ни близко, ни далеко стоял Дворец, да ни какой-нибудь там царский,
а "творчества", и ни кого попало, а "детей и юношества". И творят эти
самые дети и юноши во Дворце всякую разную всячину - себе на радость,
родителям на удивление. Да не просто так творят, а в дружных коллективах,
"объединениями" называемых. Это не сказка, а присказка, и ни к сказке
она вовсе, а к бывальщине, историей нашего театра называемой - о юных
актерах и делах их славных сценических... Наш театр родился в маленьком
зальчике детского клуба "Надежда", потерявшегося в глубине многоэтажного
микрорайона советского округа. Произошло это году этак в 1991, как
всегда, в сентябре. Вокруг его колыбельки, кроме "мамы-руковода", стояли
14 очень разных девчонок и 1 очень застенчивый мальчик, который быстро
испугался трудностей общения в таком коллективе и... сбежал. (Правда, он
потом вернулся, но это уже другая история).
Через год театр вырос из "клубных пеленок" и перебрался под "крутую"
крышу Городского Дворца творчества. Период с этого момента и до мая
1995 года включительно для многих актеров "тайна зело великая суть
есть". Ветер времени донес до нас отзвуки свершений тех времен - в
легендах и анекдотах, расказанных ветеранами чисто женского театра -
Надей Якоушенко, Аней Кориковой и Наташей Корочковой. Да, все было именно
так. Наши девушки не раз "вспоминали минувшие дни и сцены, где вместе
играли они". Перечислим пьесы, где они играли: "Город мастеров", "Пеппи
Длинныйчулок", "Песня о купце Калашникове" и всяческие новогодние
спектакли. Ну все у них было! Не было только в нашем театре молодых
людей, и поэтому в мае 1995 года в газете "Мальчишки-девчонки" появилось
объявление в духе "мы вас ждем! Торопите коней..." Именно тогда, в мае
и осенью 1995 года в театр-студию "Лица" пришли люди, образовавшие мужскую
половину его взрослого состава.
В начале всего была Школа. Суровая, но чертовски интересная школа
актерского мастерства и умения владеть собой. Позже мы рассказывали об
этом времени всем непосвященным: "театр - это пластика, речь, мимика,
жесты и всевозможные психологические тесты!" (Читать с выражением!) Все
эти старания довели нас до такого состояния, что к зиме 1996 года мы
были готовы взяться за первый свой серьезный спектакль. Им стала
сказка Л. Разумовской "Сестра моя Русалочка". О чем? Конечно же, о
любви. Как? На двух железных стульях и в чужих платьях пополам с
цивильной одеждой. Больше не было ничего, кроме душ, светившихся от
геройских (в смысле, принадлежавших героям) и своих собственных
переживаний. Премьера произошла 26 апреля 1996 года . Снаружи шел снег.
На сцене рождалась, жила и умирала наша общая большая Любовь. Зрители
плакали. Мы, кажется, тоже... "Русалочку" мы показываем до сих пор, и
каждый раз она новая и иная. Но такой необычайности эмоций уже нет.
А жаль...
Запас "смотрительности" в "Русалочке" оказался таким солидным, что мы
решили не затевать ничего столь же масшабного в новом 1996/97 учебном
году. Продолжалась Школа, подключилась практическая психология.
Параллельно каждый вел свою сюжетную линию: кто в новогодних
представлениях участвовал, а кто творческие вечера готовил. Еще
раньше, 13 февраля 1996 года одна из самых опытнах наших актрис Надя
Якоушенко, представила бенефис под названием "Мой театр". Позже эта
традиция была продолжена. Весной 1998 года прошел "Вечер творческих
портретов" с участием Каси Силиной, Наташи Корочковой и Ани Кориковой,
а немного спустя Иван Жулей вынес на суд зрителей свои стихи и песни.
В мае 1999 года вниманию публики был предложен его же проект, созданный
на основе рассказа В. Токаревой "День без вранья" и собственных
поэтических произведений.
Потом была весна-97. "Началась она так просто,не с ответов, а с
вопросов", котрые мы задавали 25 марта 1997 года самой Л.
Разумовской, автору "Русалочки", после того, как первыми (!) показали
ей спектакль по этой пьесе. Да, это было просто интересно узнать, как
воспримет наше понимание своего произведения человек, его написавший.
На память нам остались фотография в альбом, конструктивная критика
да теплые пожелания на будущее. Вот с этим багажом мы и дебютировали
на городском фестивале самодеятельных театров "Театральная весна - 97".
Дебют был в меру удачный - несколько лауреатских номинаций, в том
числе "Лучшая женская роль" (Русалочка - Надя Якоушенко) и
"Лучшая роль второго плана" (Принц - Иван Жулей). Примерно в
это же время в газете "Мальчишки-девчонки" появилась ещё одна
маленькая заметка про нас, а в нашем театре - множество новых
людей, целый второй состав. Это было очень вовремя, потому как на
новый спектакль народу понадобилось много...
В роли следующего этапа нашей актерской деятельности оказалась
комедия А.Н. Островского "Праздничный сон - до обеда" из трилогии
"Женитьба Бальзаминова". Полгода мы пилили-красили-шили-рисовали
(и это кроме репетиций). В результате получилось нечто цветастое,
шумное и экстравагантное. Было смешно. Местами даже очень. Тем не
менее председатель жюри фестиваля "Театральня весна-98" С.П.
Денисенко, вручая нам диплом лауреата фестиваля, приз за лучший
спектакль и много-много других хороших вещей (всего 7 номинаций!)
был предельно серьезен... Вот так мы стали "Образцовым театром".
Когда доелись последние крошки праздничного пирога по случаю
нашей новоиспеченой "образцовости", перед нами нарисовался вопрос:
"А кто дальше?, в смысле - что ставить будем. После месяца напряженных
поисков из подшивки журнала "Театр" на свет божий была извлечена пьеса
некоего В. Малягина "Утренняя жертва". Работа над ней сожрала практически
весь 1998/99 учебный год и много чего другого: деньги, время, учебу
и силы. Итогом стала премьера на "Театральной весне-99" (22 апреля).
Там было все очень страшно: мысли, слова и дела главных героев, основная
идея и финал. В зале стояла тишина камеры смертников, гильотиной
отчеркнувшая напряженную работу последних недель. Мы хотели, чтобы
кажый в зале задумался - мы этого добились. Жюри нас не поняло и
не оценило. Но это всё неважно. То, что нам было нужно, читалось в
глазах зрителей "на выходе". Потом мы долго приходили в себя. Так
долго, что, когда в сентябре 1999 г. как бы началась работа над пьесой
Аллы Соколовой "Люди, звери и бананы", дело не продвинулось дальше
одной-двух репетиций. Наверное, мы (т.е. старший состав) стали
совсем взрослыми: у каждого - учеба, у многих ещё и работа, в общем -
своя жизнь...
Зимой 2000 года, после последнего показа "Русалочки", мы решили
разойтись до весны, чтобы потом прощальным вечером красиво уйти из
Дворца. Но судьба дала нам ещё один шанс. Елене Владимировне
в руки попался журнал с веселой пьесой Ксении Драгунской "Все
мальчишки - дураки!". На экстренном собрании по поводу
читки сего опуса под дружный смех было решено: "Ставим!". На
дворе было начало марта.
Последующие два месяца в нашей памяти с трудом разделяются на дни.
Да, мы жили во Дворце. Пальцы с трудом отмывались от краски, запахи
лака и растворителя бесили вахтеров, а постоянный поиск все новых и
новых путей впадения в детство производил впечатление тихого помешательства в
головах вроде бы нормальных дядей и тетей. Нас спасали дети.
Наши дети, наше будущее, в смысле - младший состав, совсем юные актеры
нашего театра. Мы передавали им эстафету, и они очень крепко за
нее ухватились. Дети взялись за дело так, что жюри после премьеры
(16 мая 2000 года) в основном хвалило только их. Что же, наши
восходящие звездочки это заслужили. Им, как говорится, и карты в руки.
А мы, судя по всему, пойдем своим путем, оглядываясь назад и вспоминая
славное это время. История театра на этом не заканчивается. Ждите
новых премьер!